Художница из Боброва сейчас овладевает техникой песочной анимации

 Говорят, что все начинается с детства. Истоки преемственности увлечениями тоже нередко передаются из поколения в поколения с самых юных лет. Пример художницы из нашего города Татьяны Поленниковой, любовь которой к декоративно-прикладному искусству привил ее отец, – тому наглядное подтверждение.

Ее первые рисунки были на речном песке

Родилась Татьяна Поленникова в нашем городе. И жила в нем до двух с половиной лет – в двухэтажном многоквартирном доме по улице Пугачевская, где проживали работники Бобровского маслозавода, на котором отец Тани работал токарем.

Потом родители сменили место жительства, перебравшись всей семьей в город Георгиевск в районе Минеральных Вод. Так что первые свои жизненные воспоминания у нашей землячки связаны с Северным Кавказом. Но и в Ставропольском крае о своей малой родине родители Татьяны никогда не забывали и ежегодно отправлялись в Бобров в отпуск вместе с дочкой в гости к своим родителям.

Татьяна Поленникова возле написанного ею портрета ее родителей

– О папе и годы спустя его сослуживцы отзывались с большим уважением, – рассказывает Татьяна Викторовна. – Где бы отец ни трудился, он везде оставлял добрую память. Знал все заводское оборудование как свои пять пальцев. Быстро мог устранить любую поломку. Я не помню, чтобы когда-либо папа предавался праздности. Он был постоянно занят, всегда что-то изобретал, конструировал. Старожилы рассказывали, что самую первую в Боброве моторную лодку создал мой папа – Виктор Сергеевич Артемьев. Но к тому времени, к которому относятся мои первые жизненные впечатления, по Битюгу уже курсировало несколько моторных лодок. Помню, как мы не раз отдыхали на берегу то одной, то другой живописной заводи. Мимо нас рассекали зеркальную речную гладь редкие моторки. Год от года число таких лодок постепенно росло. Они оставляли за собой пенный, пахнущий бензином след и две бегущие к противоположным берегам волны. От их наката у уреза воды песок был абсолютно ровным, и я палочкой любила рисовать на нем. Потом проплывала еще одна моторка, волна смывала мой рисунок, и я начинала все с начала.

Отец был и художником, и изобретателем,и дизайнером

В середине 50-х годов отец Татьяны своими руками по собственному проекту сделал миниатюрный токарный станок. Он стоял у Артемьевых дома, и глава семьи изготавливал на нем различные детали. Потом точно такой же станок, только гораздо крупнее размерами, Виктор Сергеевич изготовил на заводе в Георгиевске. На нем сам и работал.

Виктор Сергеевич постоянно занимался воспитанием дочери. Заметив у нее тягу к рисованию, он стал это всячески поощрять.

– В те годы было модно рисовать по разлинованному большими клетками холсту, – вспоминает Татьяна Викторовна. – Папа этим тоже увлекся. Накупил тюбиков с красками. И сегодня я отчетливо вижу, как выдавливались на палитру эти краски, как смешивались и наносились на холст. При этом папа мне всегда что-то рассказывал. Учил меня не только рисовать, но и думать. Мои работы он, в отличие от других взрослых, хвалил редко. Помню, когда мне было четыре года, я нарисовала плывущий по волнам кораблик. Все взрослые, кому я его ни показывала, только восхищались. Один папа не разделял общего восторга. Вместо похвалы он укоризненно покачал головой и со словами «так не бывает» предложил мне самой найти ошибку. И я нашла. Оказалось, что флаг на мачте развернут не к корме корабля, как должно было бы быть, а в противоположную сторону. Получалось, что он развевался не по ветру, а ему навстречу. Я тут же исправила ошибку и впредь уже больше думала о правдоподобности того, что рисовала.

Однажды Татьяна решила завести аквариум, который увидела у одной из подруг. Сказала об этом папе. А тот вместо аквариума принес ей книгу об аквариумных рыбках. И когда Татьяна ее прочитала, купил самых простых рыбок, которые поместил в трехлитровую банку.

– Видимо, ему самому тоже понравилось наблюдать за рыбками, и он приступил к строительству большого семиведерного аквариума, – рассказывает Татьяна Викторовна. – Он был вытянутым и широким и вешался на стену. Отец из глины вылепил русалку, обжег ее в печи, покрыл устойчивыми к воде красками, усадил на обломок гранита, а в вытянутую руку поместил цветок из той же обожженной глины. Внутри цветка установил лампочку. Из карнизов сделал на лицевой стороне плоского аквариума раму, и тот стал похож на живую картину.

Отправился в Пятигорск, где накупил самых экзотических рыбок. Такого красивого большого аквариума со столь оригинальной подсветкой ни у кого не было. Все, кто к нам приходил, только головой качали в изумлении.

Немало и других диковинок делал папа Татьяны на ее глазах. Когда Юрий Гагарин отправился в космос, Виктор Сергеевич изготовил макет земного шара, расчерченный широтами и меридианами, очертил на нем шестую часть планеты, которую занимала наша страна, а столицу пометил звездочкой.

Изготовил модель правительственной «Чайки» с пультом дистанционного управления. Такой игрушки тоже ни у кого из подруг девочки не было.

– Ему даже удалось отреставрировать беккеровский рояль, – говорит Татьяна Викторовна. – Мысли папы были постоянно заняты каким-то очередным проектом. Был он и техником, и дизайнером, и художником, и даже ювелиром. К выпускному вечеру сделал мне из металла брошку с подвесками и выгравировал на ней узор. На предприятиях, где он работал, его очень ценили. Мог любую поломку быстро найти и устранить. Постоянно делился своими планами со мной. Был всегда занят чем-то полезным. Любил повторять: «И паровоз можно сделать, если захотеть». Для меня это стало хорошей школой.

Ферганская долина поразила красками

Когда Татьяна в 1971 году окончила восьмилетку, ее семья вернулась в Бобров. Девушка поступила в Бутурлиновское художественно-графическое училище, но учиться не довелось. Врачи посоветовали папе жаркий климат, и в 1972 году Артемьевы переехали в Узбекистан. Татьяна перевелась на художественное отделение Кокандского педучилища. Родители жили в городе Намангане.

Южная республика поразила Татьяну своим восточным колоритом, яркими красками, разнообразием декоративно-прикладных промыслов. Там ткали ковры, изготавливали керамику, занимались художественной ковкой, резьбой и не только.

Состав группы был интернациональным. Все жили очень дружно. Всех отличала жажда знаний.

– Сюжет для дипломной работы мне навеяла сцена в вагоне поезда, – рассказывает Татьяна Викторовна. – Я увидела одухотворенные лица отправлявшихся на строительство БАМа студентов. Картину под названием «Покорители тайги» я написала за два дня.

После окончания училища Татьяна Викторовна распределилась в Наманган. Сначала работала в школе художником-оформителем, затем преподавала в спецклассе с художественным уклоном. Всегда бралась за дело с энтузиазмом, как и ее отец. Овладела самыми разными видами декоративно-прикладного творчества. Писала картины и маслом, и пастелью, и акварелью. Постигла технику набивания нитками гобеленов и технику маркетри – составления рисунков из мебельного шпона. Занималась тиснением рисунков по металлу. При нем используются тонкие алюминиевые листы.

В конце 80-х годов в связи с начавшимися в Ферганской долине межнациональными волнениями Артемьевы переехали в Бобровский район. Почти полтора десятилетия Татьяна Викторовна преподавала изобразительное искусство в Хреновской СОШ № 1, а с 2004 года проживает в Боброве. Работает в ДЮЦ «Радуга» и в школе искусств.

Новые увлечения – портреты, батик, песочная анимация

– В последние годы я серьезно увлеклась написанием портретов, – говорит Татьяна Викторовна. – Люди с удовольствием мне позируют. Я стремлюсь передать в рисунке не только внешнее сходство, но и лучшие черты их внутреннего мира. Несколько моих работ экспонировались в областном музее имени Крамского. В районном краеведческом музее в 2004 году прошла персональная выставка моих картин. Недавно отдыхала в санатории города Сочи, где на местном материале создала ряд работ. Там из них она даже организовала выставку. Портреты пишет карандашом, углем, пастелью.

Несколько лет назад Татьяна Викторовна занялась росписью ткани. Эта техники, именуемая батиком, в основе своей имеет, как правило, шелк или атлас. Из расписанных сочными, яркими красками тканей сама же художница и шьет платья разных фасонов, другую одежду.

В конце 2013 года Татьяна Викторовна увлеклась песочной анимацией.

– В отделе культуры была изготовлена специальная установка, – говорит бобровская художница. – Ее конструкция проста. Представляет она собой обычный каркас в виде ящика. Его верхняя плоскость стеклянная. На нее в процессе работы песком наносится рисунок. Под стеклом находится лампочка.

Поверх конструкции установлена видеокамера. Пальцами я быстро рисую на песке рисунок за рисунком. И они проецируются на большой экран, где сменяют друг друга, словно в калейдоскопе. Эта техника существует в мире около 30 лет. Она считается прекрасным средством развития творческих способностей детей. Используют и как метод терапии при снятии внутреннего напряжения. От аниматора требуются полная сосредоточенность и быстрота.

Рисунки в сеансе песочной анимации должны быть тематически подобраны и следовать друг за другом в строгой последовательности.

Татьяна Викторовна постоянно, как и ее папа, чем-то занята. Она рисует, шьет, вышивает, вяжет. Сейчас она готовит еще одну персональную выставку картин.

Владимир Проскуряков. «Звезда» №4 17.01.14. 

Фотогалерея

© 2012-2020 Все права защищены и охраняются законом. При копировании материалов прямая ссылка на сайт В Чернозёме.ру обязательна.

^ Наверх