Недавно в Воронежском областном художественном музее имени Крамского состоялась презентация книги «Художник Митрофан Федоров», выпущенной воронежским издательством «Центр духовного возрождения черноземного края». На презентацию были приглашены сотрудники Каменского краеведческого музея Фёдор Воробьев и автор этих строк.
«Я слушаю о нем всю жизнь!»
Материалы для книги долгое время по крупицам собирала внучатая племянница нашего земляка-живописца Марина Соломоновна Шендерова, проживающая в Санкт-Петербурге. Ей помогали дочери Любовь и Лидия. Кроме авторского рассказа о жизни и творчестве живописца и педагога и репродукций его картин, в книге собраны 150 писем из переписки Федорова, воспоминания о нем его современников и учеников.
«Жил такой художник – Митрофан Семенович Федоров. Мало кто о нем слышал. А я слышала о нем всю жизнь. И жила, и живу среди его картин…. Это был родной брат моей бабушки Анастасии Семеновны, которую я не знала. Ее портреты, написанные им, всегда были перед глазами. Они жили вместе с нами – мамой, отцом, сестрами, нашими детьми», — с таких слов начала свое повествование во вступительной статье Марина Шендерова.
Родился Митрофан Федоров 30 мая 1870 года в семье сельского священника Симеона Ивановича Федорова в слободе Ситниково (х. Пушкино) Карпенковской волости Острогожского уезда Воронежской губернии. Ныне это хутор Ситниково Каменского района. Глава семейства умер в 41 год, оставив 37-летнюю Анну Ивановну вдовой с восемью детьми в возрасте от 1 года до 15 лет. Всем им мать дала образование по линии духовенства. У Митрофана ещё в духовной семинарии проявился интерес к изобразительному искусству. В выпускном классе он сблизился с воронежским художником Львом Соловьевым, который стал его первым учителем и другом.
«Он вывел меня на улицу, показал на небо и сказал: «Вот звезда зажглась. Все великие художники учились у природы. Не откладывая, сегодня берись за дело, верь в свои силы и разум», — вспоминал Митрофан Федоров первую встречу с художником, когда просил его дать уроки рисования. Вскоре он был принят в Воронежскую бесплатную рисовальную школу.
Выпускник духовной семинарии, не принявший сан, мог рассчитывать лишь на место учителя в земской школе. И Митрофан Федоров четыре года учительствовал в слободе Ровеньки, а все свое свободное время отдавал живописи с натуры. В это время Федорова все чаще тревожила мысль о дальнейшем самоопределении.
«Учителем оставаться не могу; это будет самоубийством. В иереи – много препятствий со стороны совести: она у меня еще не погибла. Кроме того, я люблю настоящее художество, кажется, больше всего…», — писал он Соловьеву. И в 1894 году Митрофан Федоров отправился в Петербург поступать в Императорскую Академию художеств. Его экзаменационные работы, выставленные в зале совета Академии, были признаны незаурядными и их даже отметили в газетах. Федоров был безоговорочно принят в Академию. Обучался в мастерских художников Репина и Матэ. Параллельно посещал педагогические курсы при Академии художеств.
Студенческие годы
Быстро пролетели студенческие годы. Дипломной работой Митрофана Федорова стала картина «Юродивая», которая получила высокую оценку и впоследствии была куплена Академией художеств, а в 1914 году передана в музей имени Гончарова в Симбирске. По окончании учебы Федоров получил звание художника с правом ношения серебряного академического знака. В 29 лет Митрофан женился на 18-летней Ольге Колбасиной. Но счастье оказалось недолгим. Не ко двору пришелся молодой художник новой родне. Сыграли роль сословное неравенство и ряд других причин. Невеста была из культурной состоятельной семьи.
Однако в семье царили откровенно левые либеральные взгляды. По словам родственников Ольги Елисеевны, активный атеизм и верность политическим идеалам ставились ею выше всего. На этой почве Ольга и Митрофан часто ссорились. Тем не менее, в семье родилось трое детей: сын и две дочери-близнецы. К сожалению, дети не скрепили этих двух совершенно разных людей, и в 1904 году семья распалась. Вскоре Ольга снова вышла замуж за близкого по духу человека – главу партии эсеров Виктора Чернова, который усыновил всех троих детей Федорова. И впоследствии они эмигрировали в Италию. Здесь от туберкулеза умер сын Федорова Вадим – внешне очень похожий на отца и такой же одаренный по линии живописи. Своих дочерей Митрофан Семенович тоже больше никогда не увидел. Его внуки только во взрослой жизни узнали о том, кто на самом деле их родной дед.
Судьба его не баловала
О деловых качествах художника Митрофана Федорова свидетельствует такой факт. Когда Академия художеств послала Федорова вызволять из упадка Харьковское художественное училище, он поднял его на небывалую высоту. В кратчайший срок разработал и утвердил устав, который отсутствовал в училище 13 лет и не давал выпускникам никаких прав, добился строительства нового здания с мастерскими, а городскую субсидию увеличил в 20 раз. Казалось, лучшей кандидатуры на пост директора, чем Федоров, нет. Но Академия вопреки уставу и здравому смыслу посылает сюда человека, не имеющего никакого отношения к живописи. Новый директор первым делом выживает из училища Федорова и других неугодных преподавателей.
Расставшись с первой женой, Митрофан Федоров не был одинок. Второй (гражданской) женой Федорова была его студентка Нина Богородская. Митрофан много вложил в супругу в профессиональном плане, сделав ее художником. Но Нина охладела к своему кумиру. Забрав сына, она ушла от него.
Последней любовью Федорова была оперная певица Зинаида Михайловна Синякова. Он женился на ней в 68 лет.
Блокадная зима
Началась война. В блокадном Ленинграде в результате прямого попадания фугасной бомбы в квартиру Зинаида Михайловна погибла. Впоследствии из квартиры художника были вынесены все картины и украдены продуктовые карточки. Через месяц после гибели жены Митрофан Федоров умер от голода. Это было в конце декабря 1941 года.
В различных музеях и архивах страны сохранилось около 50 полотен художника Митрофана Федорова. В их числе «Юродивая», «Юродивая. Отказ от причастия», «Опричники зимним утром», «Обстрел революционной демонстрации с колокольни Троицкого собора», «Крестьянка», «Тишина», «Пейзаж со скамейкой», «Богоматерь с младенцем», портреты и другие работы, созданные им в разные годы жизни.
«Федоров был умен и даровит, почему он впоследствии не встал в первые ряды художников – мне неизвестно. Видимо, внешние причины и личная жизнь помешали этому, но не отсутствие дарования», — писала в автобиографических записках Анна Остроумова-Лебедева, сокурсница по Академии художеств.
Валентина Шпилёва, главный хранитель фондов районного музея. «Светлый путь» 01.04.14.