Григорий Васильевич Водолажский, несомненно, был хороший педагог, умелый руководитель и глубоко порядочный человек. Его авторитет в городе, да и во всем районе, был и остается очень высоким.
Его биография - пример верного служения любимому делу и Отечеству. Он участник Великой Отечественной войны, ветеран педагогического труда, остался верен раз и навсегда выбранной профессии. Григорий Васильевич начинал рядовым учителем, потом трудился завучем и 28 лет являлся директором средней школы № 1, которая при нем всегда занимала лидирующее положение среди родственных учебных заведений.
Григорий Васильевич - выходец из простой рабочей семьи. Он сам без всякой протекции и покровительства влиятельных лиц добился успеха, как бы теперь сказали, карьерного роста.
Он родился в 1911 году в семье кустаря-сапожника в городе Бутурлиновке. Его отец Василий Петрович 1885 года рождения до революции 1917 года работал в сапожной мастерской, принадлежащей Бутурлиновскому земству. Во время Гражданской войны служил в Красной Армии. После демобилизации вновь занимался сапожным делом.
Мать Матрена Дмитриевна 1887 года рождения, как и отец, русская, была домохозяйкой. В 1919 году она умерла от тифа. Это значит, что Григорий Васильевич восьми лет от роду остался без матери.
После окончания в 1925 году начальной школы он поступил в Бутурлиновскую школу П ступени, которую закончил в 1930 году. Затем год работал секретарем Бутурлиновского земотдела, а в январе 1932 года по мобилизации комсомола его направили на шестимесячные педагогические курсы в город Павловск. После их окончания в сентябре 1932 года его направили на работу преподавателем обществоведения в Бутурлиновскую фабрично-заводскую семилетку (предшественница средней школы № 1).
Потом была служба в армии. После демобилизации вернулся туда же. Только теперь это уже была средняя школа, прошедшая реорганизацию. Григорий Васильевич сначала преподавал историю, а вскоре его назначили завучем, также скоро станет он директором средней школы № 1. Заочно окончил пединститут по специальности учитель истории.
Все эти факты взяты из автобиографии, им лично написанные грамотно, ровным, понятным почерком, что говорит о его пунктуальности и аккуратности.
О Водолажском, как талантливом педагоге и опытном руководителе, заботливом семьянине, о мужественном защитнике Отечества и просто порядочном человеке писали много и охотно. Немало статей, очерков и рассказов было опубликовано о нем в районной газете. Хорошо и душевно писали о нем, да и о других педагогах, Зинаида Дружинина и Зинаида Литвинова, лично знавшие его и не раз общавшиеся с ним.
Не буду повторять уже написанное указанное, остановлюсь на других гранях его характера. Ни один автор не остановил свой взгляд на дате вступления Григория Васильевича в должность директора - 1937 год. А у людей старшего поколения при упоминании этого года по телу пробегает мелкая дрожь, потому что до сих пор сидит в них ген страха. Каково же было жить и работать в тот страшный период разгула сталинских репрессий, когда каждый человек мог оказаться без вины виноватым. Широкозахватная 58-я статья с ее многими пунктами позволяла подвести базу под любого гражданина. Как горько щуп или в то время, была бы статья, а человек найдется. Это кажется, что репрессии были где-то, а не у нас. Нет, не обошли они и наш район. В 1937 году арестовали и расстреляли первого секретаря Бутурлиновского райкома партии Надеина и председателя райисполкома Талерчика. Второй секретарь отказался писать донос на первого секретаря. Его арестовали, и он бесследно исчез. А сколько руководителей предприятий и организаций, колхозов и совхозов, да и рядовых тружеников подверглись репрессиям! За одно неосторожно сказанное слово, самый незначительный промах можно было угодить в лагерь. Ведь великим стройкам социализма требовалось много дармовой рабочей силы.
В стране искусственно насаждались всеобщая подозрительность, доносительство, страх. Вызывают, скажем, в органы НКВД партийного или советского активиста, и дядя в погонах с суровым выражением лица спрашивает у него:
- Сколько врагов народа Вы разоблачили за месяц?
Если ни одного, то у дяди в погонах это уже вызывает подозрение и у него подспудно возникает вопрос: «А не скрытая ли контра перед ним?»
Вот в этот сложный и опасный период Григорий Васильевич взял на себя смелость возглавить среднюю школу № 1. Это говорит о его гражданском мужестве. Надо было быть мудрым и дипломатичным человеком, гибким и дальновидным политиком, чтобы выжить в такой не простой ситуации, не дать повода к какому-либо обвинению.
Жил он просто и скромно. О его скромности говорит тот факт, что его жена Варвара Степановна Момрова упорно трудилась в больнице сначала акушеркой, потом более 20 лет операционной сестрой. Была доброй, чуткой и внимательной к пациентам, обладала высоким мастерством. Одно время возглавляла совет медсестер больницы на общественных началах, что говорит об уважении к ней.
Имея большой авторитет в городе, Григорий Васильевич мог бы устроить ее на «теплое» место, как это делали другие начальники, но он не захотел. Да и сама Варвара Степановна ни за что не согласилась бы на такой шаг. Она никогда не козыряла авторитетом своего мужа. Даже не стала менять свою девичью фамилию. Это имя ее деда Момрова Алексея Ивановича занесено на закладную доску в Преображенском соборе, который будучи старателем, внес большой вклад в строительство Храма.
Григорий Васильевич и Варвара Степановна хорошо воспитали и дали образование своему сыну Юрию, он с серебряной медалью закончил школу, затем получил высшее образование, живет в Москве. Он унаследовал от родителей такие качества, как порядочность, скромность, честность и верность друзьям. Был у него на улице Петровской друг детства, с которым он до самой его кончины поддерживал крепкие связи. Когда он серьезно заболел, Юрий Григорьевич доставал ему в Москве редкие лекарства и привозил в Бутурлиновку.
Вот таким был всеми уважаемый Григорий Васильевич Водолажский, проживший жизнь для людей. Как сказал о нем один педагог из числа ветеранов, таких людей сейчас почти не осталось. И в этом есть правда. Если раньше жили под лозунгом «Прежде думай о Родине, а потом о себе», то теперь получается все наоборот. Значит, с воспитанием у нас в стране не все в порядке. Тут семье, школе, всему обществу предстоит большая и кропотливая работа, чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону.
А.Т.Докучаев.